Новости
/ Уроки дистанта: преподаватели РАНХиГС подвели итоги дистанционного обучения. Часть II

Уроки дистанта: преподаватели РАНХиГС подвели итоги дистанционного обучения. Часть II

02
февраля
2021
Новости РАНХиГС

С 8 февраля в Академии возобновляется традиционный очный формат обучения. Мы продолжаем делиться рассказами наших преподавателей о том, как проходила адаптация их и студентов к дистанционному образованию, а также о том, какие методики и инструменты преподавания оказались полезными в дистанте.

Доцент Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Борис Мордвинцев:

– Поначалу дистанционное проведение занятий не вызывало особых тревог и сложностей. Однако в дальнейшем стало все более проявляться снижение уровня самостоятельной работы студентов, особенно это было заметно во время устных выступлений на семинарах, при тестировании, а также во время экзаменов. Часть студентов быстро сообразила, что во время ответов можно незаметно пользоваться различными гаджетами. С этим приходилось и приходится бороться.

Кроме того, «на удалении» весьма затрудняется привлечение к участию в обсуждении темы максимального числа студентов, а также снижается уровень воспитательного воздействия. Особенно, если кто-то готовится к другому семинару или, например, едет в метро. Однако, если оценивать в целом, то процесс адаптации к занятиям онлайн постепенно налаживался как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя.

Конечно, пришлось менять подход к преподаванию. Я преподаю историю. Прежде всего, изменения относятся к семинарским занятиям – нужно было менять систему контроля и устного опроса. Что касается методик, то сохранялись те, которые были направлены на задания проблемно-поискового характера, для подготовки которых необходимо было использовать материалы, как лекций и учебников, так и дополнительных материалов и документов. Сохранились и методики, направленные на формирование навыков сопоставления однопорядковых явлений, на анализ, сопоставление и систематизирование исторических фактов, событий, процессов.

Приобрели большее значение методические приемы, направленные на внеаудиторное формирование интереса студентов к истории:  

- виртуальные посещения выставок и музеев, как исторических, так и литературно-художественных; 

- подготовка отчетов-эссе об этих экскурсиях, презентаций с использованием иллюстративных материалов и документов, широко представленных в интернете.

Данные методики, при дистанционном образовании, должны способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного ориентирования в историческом времени и пространстве, адаптации к конкретным историческим условиям и возможности альтернативно мыслить.

Минусы, которые я выявил для себя:

а) отсутствие непосредственного контакта со студентами и оценки непосредственной реакции всей группы;

б) затрудняется как индивидуальная работа, так и вовлечение в коллективное обсуждение большого числа студентов;

в) зачастую многие студенты (речь идет о 1-м курсе) «приходят» на семинар практически не подготовившись к занятиям, кроме тех, кто готовил доклад или сообщение, хотя тема заранее известна всем. Многие рассчитывают на то, что «незаметно для преподавателя» открыв первый попавший под руки интернет-ресурс (как правило Википедию), они как-нибудь выкрутятся. 

Это, конечно, снижает ценность семинара, так как вызывает у студентов затруднение в обобщении материала и выявлении причинно-следственных связей.

г) ослабление межличностного общения между студентами. Что снижает уровень социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Плюсы:

- экономия времени, которое тратится на дорогу;

- осознание необходимости самоорганизации и ответственности у ряда студентов;

- возможность привлечения более широкого круга ведущих специалистов по отдельным темам курса.  

Разница не в начале пандемии и настоящем моменте. Разница в мотивации студента к обучению в целом. Те, кто поступили в Академию получить новые знания, умения, компетенции, в конце концов, высшее образование, были одинаково мотивированы весь семестр. Те же, кто пришли получить допуск к экзамену, а в конечном итоге «бумажку» об образовании, то у них уровень мотивации повышается с приближением сессии.  

В нынешних конкретно-исторических условиях я бы выбрал смешанный формат обучения с преобладанием очной формы.

 

Преподаватель Школы дизайна Института общественных наук (ИОН) Антон Сутягин:

– Онлайн-занятия требуют большей психологической нагрузки и большего количества учебного материала. По моему мнению, из-за особенностей возраста бакалавров и отсутствия у них базовой профессионально подготовки онлайн-обучение по специальным дисциплинам не пригодно для них.

Переход на онлайн произошел внезапно. И, естественно, никаких методик преподавания заранее поменять не удалось. Я считаю, что онлайн-преподавание может быть полезно только для «взрослых», то есть для разъяснения узкоспециализированных аспектов какой-либо частной проблемы в профессиональной сфере.

Основной минус дистанта — вышел из строя мой персональный компьютер! Как выяснилось, не у всех студентов и преподавателей техника может потянуть нужный объем файлов.

Я для себя однозначно выбираю офлайн-преподавание.

 

Доцент кафедры иностранных языков ИБДА Вера Калинина:

– Вести занятия онлайн в самом начале было проще, так как мотивация студентов была иной, чем сейчас. Во-первых, все, или почти все, понимали вынужденность перехода на дистанционное обучение. Студенты знали преподавателей и уже в первом семестре привыкли к их требованиям. Все относились лояльно к ошибкам в использовании платформ и ресурсов — все одинаково на ходу учились. Отсутствие у студентов и преподавателей устройств связи не вызывало протестов — это была экстремальная ситуация. В новом учебном году все устали от ограничений, которые все же есть в онлайн обучении. А это отсутствие реального контакта, взаимопонимания (установление взаимопонимания онлайн гораздо трудозатратнее и требует долгого времени). Новые студенты не имели возможности привыкнуть к новым требованиям новых преподавателей. И, по-прежнему, многие не имеют технических возможностей для полноценной онлайн связи. При такой связи очень трудно проводить оценку академического прогресса.

В целом коммуникативный подход научения через практические речевые действия менять не пришлось. Однако, я была вынуждена отказаться от некоторых видов контроля за действиями студентов и результатами обучения. Пришлось перейти от очного устного контроля за результатами обучения во многих случаях к методам интерактивного онлайн тестирования, так как студенты стали пользоваться онлайн подсказками при устных ответах и возможностю взаимообмена ответами на письменных контрольных работах.

Плюсы дистанционного обучения: для обучения взрослых, мотивированных и дисциплинированных людей на заочном и очно-заочном обучении, а также в экстремальных условиях — погодных или эпидемиологических — это самый лучший способ.

Минусы дистанционного обучения: требует затрат на технологии, требует много усилий для достижения контакта и взаимопонимания, требует другой мотивации от студентов, нет возможности получить непосредственный мгновенный отклик обучаемого во время общения.

Моя общая оценка мотивации студентов к обучению в начале пандемии и сейчас — мотивация снижена, в начале первого семестра учебного года 2020-2021 она была снижена больше.

Большинство из нас могут встроиться в любой процесс обучения студентов, однако оффлайн обучение имеет свои ограничения и нивелирование этих недостатков не всегда зависит от преподавателя.  

   




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 8352 45-68-44
E-mail: priemnaya@cheb.ranepa.ru

Приемная комиссия
428034, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Урукова, д. 8
Телефон: +7 8352 45-17-59
E-mail: dekanat@cheb.ranepa.ru
Пресс-служба
Тимофеева Светлана Владимировна

Телефон: +7 8352 45-17-79
E-mail: timofeeva-sv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Структурные подразделения

Президентская академия – национальная школа управления