Новости
/ Уроки дистанта: преподаватели РАНХиГС подвели итоги дистанционного обучения. Часть I

Уроки дистанта: преподаватели РАНХиГС подвели итоги дистанционного обучения. Часть I

01
февраля
2021
Уроки дистанта: преподаватели РАНХиГС подвели итоги дистанционного обучения. Часть I
Весной прошло года в связи с эпидемиологической обстановкой в стране студенты РАНХиГС были переведены на дистанционное обучение. А уже с 8 февраля в Академии возобновляется традиционный очный формат обучения. Как проходила адаптация преподавателей и студентам к новому формату? Какие методики и инструменты оказались полезными в онлайн-образовании? Об этом мы расспросили наших преподавателей.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, директор программы «Психология управления» факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента (ИОМ) Наталия Минаева:

– К онлайн занятиям я достаточно быстро адаптировалась. Читала лекции, проводила семинары. До этого был опыт проведения вебинаров, поэтому новая форма обучения не была совсем уж незнакомой.

В начале было ощущение, что курс не подходит для онлайн лекций и его надо будет дорабатывать, что я и сделала. Дополнила курс психологическими онлайн тестами, чтобы студенты могли тут же опробовать на себе теорию, подобрала короткие ролики, иллюстрирующие теоретический материал. Свои лекции продолжаю усовершенствовать и сейчас, подбирая интересный наглядный материал. Единственное, чего пока не смогла сделать – адаптировать деловые игры, проводимые мной в аудиториях, под онлайн формат. Но продолжаю над этим думать…

В целом мой подход остался почти таким же – теория сочетается с дискуссиями со студентами. Только теперь стараюсь почаще вызывать ребят на дискуссию, задаю вопросы, прошу отвечать на них в чате или включать микрофоны, чтобы студенты не заскучали у экранов компьютеров. Иногда ловлю себя на мысли, что очень долго «застряла» на одном слайде, одной теме – пора поменять картинку. Считаю, что мой опыт активного общения со студентами на лекциях очень пригодился и в онлайн формате.

Из новшеств – стала использовать инстаграм для проведения коротких конкурсов с возможностью получения оценок в журнал успеваемости. Очень хорошо пошло! Студентам такой формат очень понравился!

Минусы и плюсы есть во всем и всегда, но я стараюсь искать максимум плюсов. Один из них – перевод домашних заданий в электронный формат с четким дедлайном. Возможность оперативного обмена со студентами презентацией, ссылкой на ролик или на тест – тоже большой плюс. Из минусов – отсутствие живого общения, когда не видишь глаз.

На мой взгляд, мотивация студентов не особо изменилась – кто хотел учиться, кому это было интересно, продолжают и в онлайне активничать, дискутировать, спорить… Кто в аудиториях просто отсиживал время – отсиживает (или отлеживает) его и сейчас, у экранов мониторов. На мой взгляд, на мотивацию студентов форма обучения влияет не очень сильно. Я и сама сейчас учусь в онлайне, поэтому могу оценить это и как студентка.

Думаю, оптимально сочетать две формы – лекции можно читать и в онлайне, а вот семинары хотелось бы проводить в аудиториях, когда есть возможность бесценного живого общения.

Преподаватель Школы дизайна Института общественных наук (ИОН) Анна Скржинская:

– Весной было очень сложно вести занятия онлайн. Давать объяснение и комментарии к работам онлайн гораздо дольше, чем при личном общении. В классе у меня всегда есть бумага, на которой я быстро рисую и объясняю, показываю что-то на компьютере. Сейчас мы привыкли к занятиям онлайн, но все устали от дистанта.

Метод преподавания я не меняла, поменялась система. Поначалу мы тратили время на технические вопросы, позже студенты стали выкладывать работы на гугл-диск, у каждой группы была папка с названием заданий, и в ней папки с датами занятий в названии. Я смотрела работы в середине недели, оставляла пометки и комментарии в файлах, мы общались со студентами онлайн в течение недели.

Дистанционное обучение имеет только один плюс –– не нужно тратить время на дорогу. В остальном, все сложнее. Те же слова в присутствии «доходят» быстрее, реакция студентов на объяснение очевиднее, когда видишь их лица (онлайн нельзя заставить всех студентов включать камеру, у некоторых бывают перебои с интернетом), на объяснение уходит больше времени.

В начале пандемии уровень мотивации у студентов был выше, было ощущение, что дистант – это ненадолго. Сейчас многие студенты признаются, что были растеряны и разочарованы, им было сложно, они устали от изоляции. Студентам не хватало общения, при котором они заряжаются друг от друга и от преподавателей положительной энергией, каждый был как будто в вакууме.

Я выбираю обучение офлайн, тем более в нашей творческой профессии, в которой нет одного ответа на задание, к каждому нужен свой подход, очень много зависит от атмосферы на занятиях, от живого общения.

Преподаватель-часовик Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) по дисциплине «Организация ВЭД» Юлиана Латыпова:

– Мой первый рабочий день в ИБДА РАНХиГС совпал с переходом на дистанционное обучение. На тот момент у меня практически не было опыта общения по видеосвязи. Я не знала функционала онлайн-платформ и чувствовала себя максимально некомфортно. Я нервничала, что могу нажать не ту кнопку, что будут помехи с изображением и звуком, не понимала возможностей Zoom. Например, я воспользовалась «демонстрацией экрана», чтобы показать презентацию, но не осознала, что эту же команду я могу использовать, для того чтобы вести записи в режиме реального времени, как на обычной доске. Первое занятие оставило после себе ужасное впечатление, но уже на второй встрече со студентами я пришла к выводу, что работать можно, а к концу учебного года и вовсе не чувствовала разницы между очным и дистанционным преподаванием.

Я стала более тщательно работать над презентациями, потому что поняла, что онлайн-лекция без визуального сопровождения будет ребятам не понятна и не интересна. Я также не придерживалась чёткого разделения занятий на лекции и семинары. В течение одной встречи мы то работали со студентами вместе, то разбирали отдельные фрагменты темы, где за объяснение уже бралась я.

Плюсы:

– В некоторой степени онлайн-занятия разрешают проблему с посещаемостью: подключиться к конференции явно проще, чем дойти до аудитории, поэтому у студентов почти всегда есть возможность присутствовать на паре, если, конечно, они сами этого желают. К тому же есть возможность записать занятие и посмотреть его, чтобы наверстать пропущенный материал.

– Перед студентами всегда есть чёткая картинка с презентацией или текстовым файлом, где мы общими усилиями решаем задачу или делаем записи. А через чат можно дать прямую ссылку на нужный ресурс, а не надиктовывать название нужного документа или описывать маршрут перехода по вкладкам сайта.

Минусы:

– У студентов неравные технические возможности: кто-то заходит в конференцию с компьютера или ноутбука, а кто-то – с телефона или планшета. Во втором случае не всегда удавалось в полной мере вовлечь ребят в учебный процесс, например, предложить им решить задачу через «демонстрацию экрана», как если бы они вышли к доске.

– Все-таки очень не хватает живого общения со студентами.

На мой взгляд, на протяжении всего курса студенты сохраняли единый темп работы. Ребята, которые с первых пар проявляли готовность заниматься, добросовестно выполняли все предложенные им задания до самого последнего семинара. Я считаю, что на энтузиазме сознательной категории слушателей дистанционное обучение никак не сказалось. Однако я заметила, что с переходом на онлайн-пары работающие студенты стали больше посвящать себя работе. В ряде случаев такое совмещение приводило к тому, что в приоритете оказывалась именно работа, а не учёба.

Я рада возвращению в аудиторию, но в ближайшее время мне предстоит проводить занятия в смешанном режиме: иностранные студенты продолжат учиться дистанционно, пока не будут открыты границы. Наверное, я бы предпочла сохранить онлайн-занятия до полной нормализации учебного процесса, чтобы уравнять условия для ребят. В то же время смешанный формат, возможно, нисколько нам и не помешает.


<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 8352 45-68-44
E-mail: priemnaya@cheb.ranepa.ru

Приемная комиссия
428034, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Урукова, д. 8
Телефон: +7 8352 45-17-59
E-mail: dekanat@cheb.ranepa.ru
Пресс-служба
Тимофеева Светлана Владимировна

Телефон: +7 8352 45-17-79
E-mail: timofeeva-sv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Структурные подразделения

Президентская академия – национальная школа управления