Новости
/ Что ждет Data Science в ближайшие 10 лет? Рассказывает куратор программы MSc Data Science Иван Бегтин

Что ждет Data Science в ближайшие 10 лет? Рассказывает куратор программы MSc Data Science Иван Бегтин

29
июля
2020
Что ждет Data Science в ближайшие 10 лет? Рассказывает куратор программы MSc Data Science Иван Бегтин

В наступающем учебном году открывается новая магистерская программа двух дипломов РАНХиГС и Лондонского университета MSc Data Science. О программе, открытых данных, а также настоящем и будущем профессий в сфере Data Science рассказал куратор программы, директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин.

– Новая магистерская программа Data Science, реализация которой начнется в сентябре 2020 года в РАНХиГС совместно с Лондонским университетом, является программой двух дипломов, двойного языка научного взаимодействия и образования. Как вы оцениваете перспективность и актуальность этой программы для международной информационной культуры, открытых данных и открытого государства?

– Специалисты, знающие одновременно и данные, и какие-то конкретные предметные области, сейчас наиболее востребованы. Поэтому я, безусловно, оцениваю это хорошо и вижу большую востребованность в секторе госуправления специалистов, которые бы понимали предметную область, умели решать задачи через данные, владели необходимым инструментарием. 

– В рамках стратегического партнерства с Университетом Лондона и в процессе разработки совместной магистерской программы Data Science были обозначены два британских тренда. Первый – актуальность этического использования данных, и второй – технологическое образование, программирование для всех профессий, возрастов и видов деятельности (музыканты, гуманитарии и исследователи мотивированы получать такое образование). Насколько это актуально для России?

– Это актуально для всех стран. Я бы сказал, что сейчас мы находимся ровно в той переходной стадии для любой области, когда технические знания, дополняющие любую предметную область, от поэзии до естествознания или молекулярной химии, все это в сочетании имеет большую ценность, чем по отдельности. Подобное сдвоенное обучение и наличие понимания и технических компетентностей всегда нужно и востребовано. И гуманитарные профессии – это совершенно не исключение. Например, история – она всегда считается гуманитарной наукой, тем не менее, уже есть курсы и проекты, в рамках которых историков учат программировать. Сюда же относится и музейное, библиотечное, архивное дело, они тоже всегда считались гуманитарным знанием, но по факту сейчас есть большие программы по обучению всех техническим навыкам, и работы с архивами проводятся в машиночитаемом режиме. Поэтому эта тема важна и актуальна не только для России, но и для всего мира.

– Насколько перспективными вы считаете образовательные программы в онлайн формате? Какие положительные стороны (помимо преодоления сложностей, связанных с пандемией 2020 года) вы видите в использовании дистанционных технологий в образовании, науке и международном информационном взаимодействии?

– Я не могу назвать себя большим фанатом дистанционного образования, но и противником его не являюсь – всему есть свое место. Дистанционное образование дает возможность мотивированным студентам с хорошей самоорганизацией учиться в лучших вузах мира и нашей страны. Те, кто не могут поступить физически в вузы или филиалы, получают возможность учиться дистанционно. Тоже самое и со многими зарубежными вузами – часто они имеют вполне уникальный контент, доступ к которому можно получить только за счет дистанционного образования. С другой стороны, я согласен с тем, что для студентов, не обладающих сильной мотивацией, такая ситуация может показаться тяжелой. Поэтому я бы назвал дистанционное образование некоторым инструментом отсева учеников по готовности к новому миру, в котором не только образование, но и работа является дистанционной.

– Как изменилась ситуация с открытыми данными в период пандемии? Как это может повлиять (или уже повлияло) на общество? Появились ли новые тренды в использовании цифровых технологий?

– Тренды, кончено, появились. Главное – это то, что наше государство устремилось в цифровизацию – это один тренд. Второй тренд – наше государство начало активно развивать мобильные приложения и мобильную систему, это связано с ковидом и ранее такого не было. Раньше госприложения были скорее исключением, чем правилом, а теперь все стало меняться. Кроме того, важное изменение заключается в приоритете информационных технологий. Поэтому политика государства сильно изменилась. В части открытости, к сожалению, изменилось не так сильно, как хотелось бы, но все идет в сторону цифровизации.

– Какие сегодня профессии в области работы с данными являются самыми востребованными?

– Их очень много, и они весьма разнообразные. Самые простые и востребованные, именно в силу простоты – это дата-аналитики, дата-инженеры, умеющие разворачивать базу данных и конфигурировать ее. Это data-operations – развитие дата-инженеров в сторону автоматического развертывания баз данных. Одной из самых дорогостоящих профессий является гибрид математиков и инженеров – data- scientist, где важно хорошее знание математики, навыков работы с данными и разработка алгоритмов автоматизации или мягкого искусственного интеллекта.

– Что вы посоветуете молодым людям, которые выбирают траекторию обучения в области технологий сегодня? Насколько важен международный опыт работы с данными?

– Молодым людям я бы посоветовал непрерывно учиться, а что касается международного опыта работы с данными, он однозначно полезен. Он полезен для позиционирования себя как на российском, так и на глобальном рынке. Одна из важных особенностей профессии работы с данными – вам не обязательно быть в офисе, в компании или в какой-то стране, в которой вы работаете. Вы можете работать из Москвы на Google и Microsoft или можете работать из Перми в Яндексе, который находится в Москве – и это очень важно. Поэтому приобретение подобного опыта дает более гибкую адаптацию при изменениях на рынке.

– Насколько широк будет в ближайшие 10 лет охват профессий, затронутых профессией Data Science?

– Я думаю, что в ближайшие 10 лет она закрепится и особо меняться не будет, потому что весь хайп уже прошел. Сейчас же дата-сайентисты остаются в компаниях с очень конкретными задачами. Какой-то резкий рывок в этой сфере в ближайшем будущем уже маловероятен.

– Цифровые данные, как показала практика, часто «утекают» в сеть. Как этого можно избежать?

– Для этого имеются механизмы сертификации компаний, отработанные на уровне процедур соблюдения безопасности, ввода и вывода серверов в эксплуатацию и многих других. Что же касается обычных пользователей, то им, к сожалению, от этого не спастись. Максимум, что может сделать рядовой человек – это использовать сложный пароль. От утечки из какого-то сервиса, в том числе и пароля, он защититься не может. Поэтому можно использовать разные пароли в разных сервисах, подписываться на разного рода онлайн - сервисы уведомлений о фактах взлома.

– Каким образом можно и нужно интегрировать Data Science в процесс преподавания, обучения и университетских научных исследований?

– Я бы не стал использовать слово "нужно". Data Science может дополнить какое-нибудь исследование или учебный процесс навыками и квалификациями работы с данными, позволит улучшить процесс, где используются данные. Ключевыми направлениями, где можно использовать Data Science, являются биоинформатика, фармацевтика, робототехника, роботизация и базовые информационные технологии, а также транспорт, связь, агрокультура, здравоохранение, ритейл и маркетинг.

– С какого этапа жизни лучше начинать учить Data Science: с детства, со школы, с бакалавриата, магистратуры?

– Как полноценный Data Science изучать стоит с бакалавриата, а базовые навыки работы с данными должны быть заложены на школьном уровне. Некоторые аспекты Data Science – это вопрос не школы, а буткемпов, когда стоит собрать толпу программистов вместе и учить их навыкам этой отрасли где-то две недели.

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 8352 45-68-44
E-mail: priemnaya@cheb.ranepa.ru

Приемная комиссия
428034, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Урукова, д. 8
Телефон: +7 8352 45-17-59
E-mail: dekanat@cheb.ranepa.ru
Пресс-служба
Тимофеева Светлана Владимировна

Телефон: +7 8352 45-17-79
E-mail: timofeeva-sv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Структурные подразделения

Президентская академия – национальная школа управления