Новости
/ Директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко: «Ценность «мягких навыков» проверяется, когда происходят непредвиденные вещи»

Директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко: «Ценность «мягких навыков» проверяется, когда происходят непредвиденные вещи»

31
марта
2020
Директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко: «Ценность «мягких навыков» проверяется, когда происходят непредвиденные вещи»

Своими размышлениями о моральной, профессиональной и технической готовности учебных заведений и преподавателей к работе в условиях форс-мажора поделилась с корреспондентом сайта Президентской академии директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко

Школа уходит в цифровой формат 

– Татьяна Львовна, как вы оцениваете состояние российской системы образования при фактическом переходе последней на дистанционный режим обучения?

– В целом я думаю, что крупные города к этой мере готовы. Что касается малых, средних городов, поселков городского типа и сел, то, скорее всего, там будет очень трудно организовать этот формат. При этом даже и в больших городах в малообеспеченных семьях, где нет компьютера, дети будут находиться в худших условиях, чем школьники из других слоев населения.

Если в семье на двух ребят приходится один компьютер, то и в этом случае заниматься будет достаточно сложно. Кто-то быстрее обучается, кто-то медленнее. Кто-то справляется сам, а маленьким детям, как правило, требуется внимание взрослых, их помощь, подсказка. Это особенно важно при дистанционном формате занятий.  

Особая тема – пожилые люди, которых сейчас предлагается отселить во избежание их заражения. Если в доме есть бабушки и дедушки, которые могут по крайней мере присмотреть за внуками, учитывая, что родители во многих случаях все-таки работают – это один расклад. А если самых старших домочадцев рядом нет, то ситуация может быть непредсказуемой: дети становятся безнадзорными, и как они будут учиться, сказать трудно.  

– Про высшую школу мы не говорим – ситуация с ней не вызывает стольких головоломок?  

– С вузами попроще, хотя тоже нелегко. Возьмем тех иногородних студентов, которые пользовались университетскими компьютерами. Занимались, скажем, в цифровой библиотеке, не имея собственного ноутбука. Они тоже оказались в достаточно сложном положении.


Азбука «удаленки»

– Что касается общеобразовательной школы, как вы думаете, в достаточной ли мере оснащены педагоги необходимой техникой, в том числе личного пользования? Как бы вы оценили их информационную грамотность?   

  – Тут, опять же, все очень по-разному. В крупных городах у учителей есть компьютеры. Свои или служебные. В любом случае как-то они будут допускаться в школу, получая возможность пользоваться техникой. В селах иначе: там не всюду есть нормальный интернет, современные компьютеры, на которые можно установить то программное обеспечение, которое требуется для работы в дистанционном формате.

Точной статистики относительно навыков и умений преподавателей в области IT не существует, никто этим не занимался. В каждом регионе мы (Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС) по репрезентативной выборке регулярно опрашиваем 700 учителей. Практически все отвечают, что пользуются интернетом, дружат с техникой и тому подобное.

Хотя это не значит, что они являются продвинутыми интернет-пользователями и знают, как организовать групповую работу в Сети. Пока никто не спрашивал учителей, могут ли они работать в дистанционном режиме.

Уточню, что наши респонденты – это часть учительского корпуса: в субъекте их значительно больше, как вы понимаете. Хотя опрошенные нами учителя работают и на селе, и в поселках городского типа, и в городах. Тем не менее, могут найтись где-то в глухом углу школы, где техническая вооруженность педагога минимальна, а уровень компьютерной грамотности от нее зависит напрямую. Поскольку социологическое исследование не охватывает всю 41 тысячу школ страны.  

Мы знаем, что в рамках Национального проекта «Цифровая образовательная среда» должны сделать подводки ко многим, особенно сельским, школам, чтобы работал быстрый интернет. То есть, его во многих из них еще нет. А сейчас нужно ввести дистант. И это проблема, поскольку техническая база отсутствует, не успели ее создать. Некоторые регионы пытаются обучать детей через проект «Телешкола», памятный еще бывшим советским школьникам.


«Навыки XXI века»: проверка на прочность

– Каких все-таки навыков, по вашему опыту преподавателя и исследователя, требует от учителя работа на удаленке?

– Надо уметь пользоваться соответствующим программным обеспечением. Чаще всего коллеги прибегают к сервисам MST, Zoom, программе онлайн вебинара. Все это нужно осваивать. А какие из них применяются в школах, не знаю.  

Кроме того, чисто психологически работать в таком режиме сложнее, чем в классе. Это я проверила на себе. Когда веду вебинары и вместо лиц и глаз  вижу только бегущей строкой вопросы слушателей, то мне значительно сложнее работать, чем в  аудитории или классе, где реакция учащихся всегда перед тобой. 

– В одном из исследований руководимого вами ЦЭНО говорится: «По мнению школьников, учителя не имеют тех навыков поиска информации и общения в цифровом мире, которые сами учащиеся хорошо и быстро осваивают». 

– Это, как правило, касается старшей школы. Ну, вы представляете себе первоклассника, который ищет через Google некую информацию к уроку? Мультики может найти, делая это иногда лучше взрослого, это я вам точно говорю. Так что здесь и возраст надо учитывать, и мотивацию, и динамику развития детских интересов.  

– Считаете ли вы, что так называемые навыки XXI века (умение коммуницировать, работать в команде и пр.) временно становятся неактуальными ориентирами для педагогов и родителей в условиях образования в четырех домашних стенах?

– Ценность этих навыков как раз проверяется в ситуации, когда происходят какие-то непредвиденные вещи. Ориентироваться на них нужно, потому что люди в любых обстоятельствах должны уметь располагать своими коммуникативными ресурсами. Тут можно возразить, что наших детей до сих пор этому никто не учил, правильно? Но сути дела это не меняет.   

Общение в чатах, переписка по SМS требуют от собеседников не только формальной грамотности (то, что русский язык у нас будет страдать, я вам гарантирую), но и умения правильно понимать прочитанное, убеждать того, кто вместе с тобой делает проект дистанционно. Конечно, взрослым будет трудно сейчас организовать это все, что называется, с колес.

– По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, до 70% учащихся старшей школы в Москве пользуются услугами репетиторов. Ваш прогноз: что будет с этим трендом в ближайшие полгода? 

– Если ситуация с распространением COVID-2019 продлится полгода или больше, то, скорее всего, частные учителя будут вести занятия по Скайпу либо по программе WhatsApp, если говорить о Москве. Вопрос в том, смогут ли родители столь массово за это платить. 

Но качество работы по Скайпу, судя по некоторым занятиям моих знакомых, оставляет желать лучшего. Нервов у таких домашних репетиторов хватает ненадолго, если речь идет, например, об их внуках. Через 20 минут после начала работы над домашним заданием терпению многих из них приходит конец. Я это наблюдала своими глазами.

«Перестань тупить», «Не вертись, я что тебе сказала», «Что с тобой творится»... Это все несется по Скайпу, и крупных побед на ниве знаний не предвещает. За старшеклассников я не волнуюсь, а вот занятия с малышами и учениками с пятого по седьмой классы наверняка доставят трудности по линии мотивации к знаниям.  


«Домашний класс». А как у них?

– Известно ли вам, как «цифровая школа на дому» в условиях угрозы заболевания коронавирусной инфекцией организована в других странах?

– Знаю, что Франция развернула платформу «Мой учебный класс дома». Как к этому отношусь? Думаю, что у французских самых маленьких учеников будут те же проблемы, что и у российских, хотя учатся они в школе не с шести-семи, а с четырех лет. Сейчас вопрос форматов организации удаленных занятий для младших школьников станет вызовом для всех систем образования – как в развитых странах, так и в развивающихся. По данным ЮНЕСКО на 25 марта, из-за коронавируса школы и университеты были закрыты в 156 странах. 

– Как выглядит оперативная картинка с укомплектованностью школ кадрами?

– Сейчас резко ухудшается ситуация с наличием учителей физики, иностранных языков, информатики и некоторых других дисциплин. Уровень укомплектованности школ кадрами падает, но значение этого показателя пока не является критическим. Что тут можно сказать? Несмотря на повышение заработной платы, школа не стала во многих регионах объектом конкуренции за рабочие места.

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7 8352 45-68-44
E-mail: priemnaya@cheb.ranepa.ru

Приемная комиссия
428034, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Урукова, д. 8
Телефон: +7 8352 45-17-59
E-mail: dekanat@cheb.ranepa.ru
Пресс-служба
Тимофеева Светлана Владимировна

Телефон: +7 8352 45-17-79
E-mail: timofeeva-sv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Структурные подразделения

Президентская академия – национальная школа управления